Йоргос Лантимос — греческий режиссер, сценарист, продюсер, театральный постановщик и фотограф. Трехкратный номинант премии Оскар и лауреат большинства больших кинофестивалей от Канн до Венеции. Его предыдущая работа «Фаворитка» произвела настоящий фурор в кинематографе, открыв имя
талантливого режиссера широкой публике, а новая лента «Бедные-несчастные» планирует даже превзойти успех предшественницы. Выход фильма в прокат стал отличным поводом проанализировать творчество такого самобытного автора.
Греческая причудливая волна
Лантимос является основателем и одним из самых ярких представителей так называемой «греческой причудливой волны». Это направление в национальном кинематографе возникло в результате творческой рефлексии общественных проблем и последствий экономического кризиса, который пережила страна в начале века.
Картинам этой волны свойствен несколько пессимистический взгляд, их герои часто одиноки, разочарованы и подавлены. Это малобюджетные ленты, показывающие строгую реальность и осуждающие авторитарные методы управления, перекликающиеся с идеями итальянского неореализма.
Оригинальные сценарии
Для большинства своих проектов Йоргос писал сценарии в соавторстве с Эфтимисом Филипп, своим другом и земляком. Работы дуэта поражают неординарностью и экстравагантностью не только обычных зрителей, но и профессионалов. В результате призы за лучший сценарий в Венеции и Каннах и номинация на «Оскар». Полностью отрезанная от внешнего мира тоталитарным отцом семья в ленте «Клык» или странная организация, дающая шанс близким еще раз увидеться с погибшим человеком в «Альпах» — здесь можно ожидать все что угодно.
Дискомфорт
Фильмы Лантимоса трудно назвать «feel-good movies». Они регулярно выбивают зрителя из зоны комфорта, создают неуютную и неловкую атмосферу. Режиссер делает это ради того, чтобы заставить людей думать над увиденным, чтобы поднимаемая в фильме проблема действительно их поразила. Опасность самообмана, которым занимаются герои Альп, или тяжелые последствия собственных ошибок, догоняющих в самые неожиданные моменты в Убийстве священного оленя — после просмотра картин всегда есть что проанализировать.
Мистический реализм
В мировой культуре уже давно существует термин "магический реализм", означающий органическое сочетание бытового и фантастического. Однако в творчестве греческого автора он окрашивается чем-то драматичным, а также роковым, поэтому здесь больше подходит вариация «мистический реализм». Максимально правдивое и приземленное изображение здесь регулярно граничит с чем-то необъяснимым. Таинственное и трагическое проклятие в «Убийстве священного оленя» или угроза превращения в другое существо в «Лобстере» — лишь несколько примеров.
Суррогаты человеческих отношений
Герои Йоргоса Лантимоса немного неуверены и бестолковы. Они испытывают проблемы с социализацией и постоянно страдают от одиночества. Их попытки понять этот мир или создать хотя бы иллюзию человеческих отношений редко добиваются успеха. Тема одиночества и разнообразных суррогатов настоящих чувств очень важна для автора. Это ярко выражено в «Лобстере», где герои должны найти себе вторую половинку за 45 дней или потеряют человеческий облик, или в «Фаворитке», где две женщины соревнуются за право играть роль ближайшей подруги королевы.
Изолированность и герметичность
Режиссер часто снимает очень герметичные картины. События могут происходить в одном конкретном месте, которое находится на определенном расстоянии от остального мира, а персонажи могут быть ограничены и даже изолированы различными условиями и правилами. Например, почти все события «Фаворитки» происходят в загородном королевском дворце, а члены семьи в «Иклах» ни разу не покидали свой дом, более того, они даже не имеют представления о том, как устроен реальный мир.