В пантеоне величайших кинорежиссёров всех времён имя Альфреда Хичкока занимает особое место. Как мастер саспенса, он создал картины, которые остаются эталоном жанра триллера и продолжают восхищать поклонников кино по всему миру. Предлагаем вам узнать больше про Хичкок фильмы и понять, в чем же уникальность его режиссерского стиля.
Психо (Psycho)
Культовый психологический триллер с элементами хоррора 1960 года, оказавший значительное воздействие на развитие жанров.
По сюжету, Марион Крейн (Мари Карн) украла деньги у своего работодателя и ударилась в бега. По пути она остановилась в придорожном мотеле, который принадлежит молчаливому Норману Бейтсу (Энтони Перкинс). Однако пребывание в этом месте быстро превратилось в кошмар. Марион начала подозревать, что с Норманом не всё в порядке. Затем она и вовсе пропала, а сестра начала её поиски...
Одной из ключевых особенностей картины является напряжённая атмосфера, создаваемая с
помощью музыки и камерной съёмки. Сцена под душем, одна из самых известных и страшных в истории кино, стала настоящей классикой жанра.
Фильм также отличается неожиданными поворотами сюжета, которые держат зрителя в постоянном беспокойстве и ожидании того, что вот-вот случится что-то совсем жуткое. Это делает картину одной из лучших в творчестве Хичкока.
Птицы (The Birds)
Экспериментальный хоррор-триллер, снятый чуть позже, в 1963 году и повторивший успех Психо.
По сюжету, Мелани Дэниэлс (Типпи Хедрен) случайно знакомится в зоомагазине в Сан Франциско с Митчем Бреннаном (Род Тейлор). Она решает отправиться к нему в Бодега-Бэй, небольшой городок в Калифорнии, чтобы сделать подарок его младшей сестре. Однако, после приезда в Бодега-Бэй женщина сталкивается с непонятным и страшным явлением: атаками птиц на людей.
Одной из важных черт этого фильма Альфреда Хичкока является напряженная и таинственная атмосфера. Хичкок использовал звуковые эффекты и монтаж, чтобы усилить чувство страха и изоляции героев.
Сцены атак птиц стали культовыми и оставили неизгладимое впечатление на зрителей. При этом режиссер не объясняет причину агрессии птиц, что добавляет загадочности и интриги.
Ребекка (Rebecca)
Мистический триллер 1940 года, основанный на одноименной книге Дафны дю Морье.
По сюжету фильма, девушка, имя которой не называется (в исполнении Джоан Фонтейн), выходит замуж за богатого и загадочного вдовца Макса де Винтера (Лоренс Оливье). Они селятся в особняке мужчины, где ранее скончалась его бывшая жена Ребекка.
Новая супруга сталкивается с мрачной атмосферой дома и тенью покойницы, дух которой, кажется, преследует конкурентку. И хотя сама Ребекка не появляется на экране, зрители ощущают её незримое присутствие. Музыка Франца Ваксмана ещё сильнее нагнетает напряжение.
Окно во двор (Rear Window)
Классический триллер 1954 года, отличающийся камерным повествованием: практически все действие разворачивается в четырех стенах.
Сюжет разворачивается в квартире фотографа Джеффри (Джеймс Стюарт), который, сломав ногу, коротает дни, наблюдая за жизнью соседей через окно. Вскоре он начинает подозревать, что Ларс Торвальд (Рэймонд Бёрр), возможно, убил свою жену. Джеффри решает докопаться до истины, и в этом ему помогают девушка Лиза (Грейс Келли) и друг-фотограф Стелла (Тесс Харпер).
Марни (Marnie)
Психологический триллер 1964 года, в котором Альфред Хичкок исследует тёмные аспекты человеческой психологии через драматическую историю загадочной женщины.
Главная героиня — Марни Эдгарс (Типпи Хедрен), девушка, которая ворует деньги из офисов, мастерски меняя свою личность, внешность и место проживания, таким образом избегая ареста. Богатый предприниматель Марк Рутленд (Шон Коннери) нанимает частного детектива, чтобы разоблачить аферистку и выяснить причины её странного поведения.
В процессе следствия выясняется, что в прошлом Марни случилось нечто ужасное, что нанесло ей психологическую травму...
Головокружение (Vertigo)
Мистический триллер 1958 года.
Картина рассказывает о бывшем полицейском Джоне «Скотти» Фергюсоне (Джеймс Стюарт), который панически боится высоты. Он устраивается частным сыщиком и оказывается втянутым в расследование таинственного исчезновения Маделин Эльстер (Ким Новак). Эту женщину преследовали призраки прошлого и странные видения.
Хотя фильм не стал хитом на момент своего выхода, со временем он приобрёл статус культового, завоевавшего признание как среди критиков, так и среди зрителей.
К северу через северо-запад (North by Northwest)
Классический
триллер 1959 года.
По сюжету, успешный рекламный агент Роджер Торн (Кэри Грант) оказывается втянутым в опасную паутину шпионажа и интриг. Ошибочно принятый за агента, он вынужден бежать от преследования и попыток убийства. В ходе своего приключения он встречает загадочную Еву Кендолл (Ива Мари Сенсей), которая становится его союзницей в попытке докопаться до истины.
Фильм впечатляет своими захватывающими моментами, включая знаменитую погоню по полям с запуском биотопливной станции, а также сцену на лице статуи Линкольна на горе Рашмор.
Леди исчезает (The Lady Vanishes)
Мистический триллер 1938 года, один из ранних фильмов Альфреда Хичкока, ставший классикой жанра.
Всё действие разворачивается в поезде, следующем из Восточной Европы в Англию. Главная героиня, Ирис Хенслин (Маргарет Локвуд), знакомится с пожилой женщиной мисс Флетчер (Мэй Уитти), которая внезапно исчезает. Ирис уверена, что её новая знакомая была похищена или убита, но никто в поезде не верит ей. Женщина решает в одиночку выяснить, что же произошло. Свою помощь в расследовании ей предлагает молодой музыкант Гилберт (Майкл Редгрейв).
Незнакомцы в поезде (Strangers on a Train)
Мистический триллер 1951 года.
Главные герои фильма — два мужчины, Гай Хейнс (Фарли Грейнджер) и Бруно Энтони (Роберт Уокер). Они случайно встречаются в поезде и начинают обсуждать идею «идеального преступления» — убийства по заказу. Бруно предлагает, чтобы каждый из них убил человека, который создаёт им проблемы, и таким образом лишить себя алиби. Гай воспринимает это как шутку, но вскоре выясняет, что Бруно воплотил свою идею в жизнь и убил его жену. Теперь вдовец оказывается втянутым в смертельную игру и пытается избежать обвинения в преступлении, которое не совершал.
Один из культовых моментов этого фильма Хичкока — сцена с аттракционом «паровоз и океан». Она становится символом напряжённой психологической игры между персонажами.
Дурная слава (Notorious)
Фильм режиссёра Альфреда Хичкока, выпущенный в 1946 году. Он отличается смешением жанров мелодрамы и шпионского триллера.
Действие разворачивается в послевоенной Америке. В центре повествования — американский агент Тесса Дерби (Ингрид Бергман), которая должна вступить в романтические отношения с немецким агентом Алексом Себастьяном (Клод Рейнс), чтобы добыть информацию о нацистских друзьях его матери. Задача Тессы — рассекретить спецоперацию
нацистов и предотвратить угрозу для национальной безопасности.
В этом фильме Хичкока, помимо шпионажа и интриг, разворачивается романтическая линия между главными героями, создавая насыщенную и эмоционально заряженную атмосферу. Особенно запоминается поцелуй Тессы и Алекса, признанный одним из самых страстных в истории кинематографа. Эта сцена символизирует конфликт между любовью и долгом, являющийся лейтмотивом всей картины.